Все тонкости покраски вагонки

Покраску отделки ошибочно считают финишным этапом ремонтных работ. Правильно покрыть этот материал краской и при этом не испортить внешний вид обшивки, удачно вписать стены в интерьер, качественно предохранить дерево от гниения позволит комплексный подход. Покраска вагонки имеет ряд отличий от покраски шпаклеванных стен ввиду особенности материала. Древесина — капризное сырье, однако результат всегда стоит затраченных усилий.

Покрасили вагонку

Перед началом подготовки главным вопросом станет актуальность покраски. Нанесение нескольких слоев краски для поддержания стиля комнаты действительно необходимый шаг, или просто каприз заказчика? Особенностью деревянной вагонки всегда считалась фактура дерева — природный рисунок с обилием форм, фигур, красок. Сучки, уплотнение древесины, плавные линии волокон создают уникальный дизайн каждой отдельной ламели.

Если эти параметры не подходят к общему интерьеру, дерево необходимо искусственно затемнить или дизайнер решил провести творческий эксперимент — покраска необходима.

Однако это решение нужно принять на этапе подготовки, а не во время проведения ремонтных работ.

Подготовительный этап

Если решение принято, необходимо четко понять стиль и способ окраски вагонки в необходимый цвет. Есть три основных типа покраски, которые применяются по отношению к древесине:

  1. Защита бесцветным лаком;
  2. Затемнение древесины, декорация «под старину»;
  3. Полная покраска ламелей в неестественный цвет.

Зависимо от выбранного варианта подготовительный этап будет содержать разный набор инструментов, техник нанесения краски, типа лакокрасочных материалов.

Общим для этих этапов является нанесение защитных смесей на саму вагонку. Как правило, еще на фабрике обработанные доски покрывают противогрибковыми смесями. Однако, по прибытию материалов на место проведения ремонтных работ дерево необходимо повторно покрыть грунтовкой и дополнительными средствами: противопожарными смесями, антисептиками и др. Ключевым средством станет грунтовка — без нее схватывание лакокрасочных смесей к дереву может быть недостаточным, а значит, срок и качество службы покрытия может снизиться.

Прозрачный лак — простой тип финишной отделки вагонки

Для природного дизайна интерьера этот тип покрытия наиболее предпочтительный. В старых избах или традиционном дизайне качественная вагонка первого или «премиум» сорта покрывается ровным слоем бесцветного лака, который выполняет несколько важных функций:

  1. Защитная — оберегает дерево от попадания влаги, грибка, скопления неприятных запахов;
  2. Практичная — вскрытую лаком вагонку можно мыть мыльными ли спиртосодержащими средствами;
  3. Декоративная — лак придает характерный блеск дерева и меняет фактуру поверхности с матовой на глянцевую.

Прозрачный лак на вагонку

Бесцветный лак наносится на финальном этапе отделки помещения. При условии, что предварительно на не установленную вагонку был нанесен ровный слой грунтовки и необходимые защитные смеси: антисептики, гидроизоляторы, противопожарные составы и проч. Наносится слой бесцветного лака.

Этот лакокрасочный продукт должен наноситься при помощи аэрозольного баллончика, пистолета-разбрызгивателя, прикрепленного к компрессору со степенью сжатия воздуха более 4-х атмосфер, или другим специализированным инструментом. Держа сопло спрея на расстоянии в 30-50 см от вагонки, маляр наносит ровный слой лака по всей площади вагонки.

Покраска должна происходить последовательно — слева-направо, сверху-вниз. Соблюдая это правило, можно добиться максимально равномерного нанесения лака на поверхность без риска образования потеков (чрезмерное содержание лака на единицу площади). Особое внимание стоит уделить месту стыка ламелей, а также верхнему и нижнему краю вагонки.

Покраска вагонки бесцветным лаком увеличивает продолжительность жизни покрытия на несколько лет, обеспечивает его устойчивость к погодным условиям, замедляет процесс естественного «кручения» древесины (актуально для вагонки низкого качества или такой, которая хранилась в условиях повышенной влажности (более 40 % влажности древесины)).

Для лучшего схватывания лака к дереву используют грунтовку на водной основе. Она пропитывает листы на несколько миллиметров и позволяет краске лучше прикрепиться к плоскости. Кроме этого, мастера часто зашкуривают вагонку крупнозернистой наждачной бумагой — для тех же целей.

Важно отметить, что для внутренних работ можно использовать только естественные материалы. Синтетические лаки имеют в своем составе вредные вещества, которые со временем могут отравлять воздух. Акриловый лак имеет водную основу, потому не вреден для органов дыхания.

Однако наносить состав необходимо в специальной одежде и защите дыхательных путей. Дальнейшие работы в помещении разрешены через 24 часа — лак должен полностью застыть, его остатки в воздухе выветриться из помещения.

Хорошей альтернативой также является яхтный лак — защитное средство верхней ценовой категории. Это долговечное, красивое покрытие, которые добавляет древесине матовые или полуматовые оттенки.

Красят вагонку

Затемнение дерева, декор «под старину»

Любое дерево со временем теряет свой яркий цвет и тускнеет. Состаренная древесина — излюбленный материал дизайнеров при создании аутентичных интерьеров для помещений. «Антикварный» стиль требует от маляра нанесения нескольких слоев специальной краски для создания необходимого оттенка древесины.

Для затемнения древесины традиционно используют олифу. Это доступный материал, который легко использовать для придания коричневых или желтоватых оттенков дереву. Из негативных сторон состава нужно отметить долгое высыхание слоя. Наносить олифу можно как кистью, так губкой. Главным плюсом олифы является глубокая пропитка древесины, защита от гниения и заражения грибком. Излишки олифы легко убрать чистой губкой или тканью, полное высыхание состава происходит за 1-2 суток.

Покраска вагонки акрилатной краской позволит задать произвольный цвет для ламели, мягких оттенков желтого до матового черного. Акрилатные краски наносятся кистью на подготовленную зашлифованную поверхность и характеризуются большим сроком службы. Такое покрытие не трескается со временем, повышает защитные свойства древесины, добавляет поверхности матовую фактуру.

Эмаль на алкидной основе немного уступает акрилатной краске в долговечности, но позволяет создать уникальный оттенок для дерева. Состав создает глянцевую поверхность, хорошо схватывается с деревом и повышает его устойчивость к влаге и перепаду температур. Однако вагонка, окрашенная алкидной эмалью, со временем может выцветать или тускнеть.

Повторную покраску вагонки необходимо производить каждые 3-5 лет.

Водоэмульсионные краски создают матовую поверхность на древесине и при этом не скрывают естественную фактуру дерева. Это очень дешевый и многофункциональный состав, который позволяет создать уникальный дизайн покрытия без риска испортить поверхность. Наносить водоэмульсионную краску можно как кистью, так и валиком, что ускоряет процесс отделочных работ.

Вагонка под старину

Декоративная покраска — вариативность цветов

Декоративная покраска вагонки предполагает использование широкой палитры оттенков. В этом помогут красители, которые добавляются в бесцветные краски или лаки, или уже готовые оттенки.

Красители представляют собой концентрированные составы, добавление которых к белой краске или бесцветному лаку позволят создать необходимый оттенок. Краситель добавляют в сосуд с краской порциями по несколько капель, тщательно размешивая краску деревянным стержнем или специальной насадкой на дрель. Равномерное размешивание состава обязательно — максимальная однородность позволит избежать не плавного перехода цвета от ламели к ламели.

Уже готовые оттенки продаются отдельно.

Разнообразие типов красок в этом случае пополняется следующими:

  1. Масляные краски — традиционный вид покраски, который позволяет полностью покрыть вагонку ровным слоем необходимого оттенка. Масляная краска хорошо схватывается и создает непроницаемый барьер между древесиной и внешней средой. К главным недостаткам стоит отнести недостаточный срок службы. Со временем покрытие начнет лопаться и отставать от покрытия. Повторная покраска вагонки возможна только при полном снятии предыдущего слоя, что может показаться проблемой даже для бывалого мастера.
  2. Составы на основе воска — еще один тип лакокрасочных материалов, которые не приобрели достаточную популярность ввиду особенностей нанесения и эксплуатации. Относительно дешевые средства защиты древесины, которые также могут применяться для декора ламелей.

Полезные советы для новичков

Покраска вагонки требует непрерывного процесса. Кроме того, дважды наносить слой лака или краски на один и тот же участок ламели не стоит. Равномерное нанесение и непрерывность процесса — залог долгой службы покрытия.

Если с первого раза не получилось добиться необходимого оттенка, вагонку можно окрасить повторно (только после полного высыхания предыдущего слоя). Важно прокрашивать проблемные места вагонки: стыки замка, место среза, изъяны доски.

В вопросе о наиболее подходящем инструменте для нанесения краски нет однозначного ответа. Для вагонки типа «Штиль» можно использовать обычный валик, т. к. стыков между замками нет. Для рельефной вагонки лучше подойдет кисть. Проще всего наносить бесцветный лак из аэрозоля — изменяя угол нанесения спрея, можно пропитать все проблемные участки доски без особых усилий.

Покраску вагонки лучше производить в специальной одежде и обязательно в перчатках. Частой ошибкой маляров является нанесение другого типа краски руками или перчатками, испачканными предыдущим типом. Так можно «ляпнуть» зеленой краской на полотно и испортить всю работу.

При покраске ламелей в разные цвета использовать малярский скотч сложно и не выгодно. Окрашивание перед монтажом позволит заметно сэкономить время и избежать нелепых ошибок.

Снятие старого слоя краски во время косметического ремонта обязательно. Масляная краска снимается при помощи горячего утюга и фольги, также можно использовать неострый шпатель. При работе с вагонкой важно не повредить древесину — лишних царапин, вмятин, сколов быть не должно.

Нельзя использовать токсичные растворители для краски при работе с древесиной. Они могут стать причиной еще более глубокой пропитки дерева цветом, а вместе с этим — испортить внешний вид. Для снятия слоя краски неплохо подходит шлифовальная машина, которая снимет 0,5 мм древесины и обнажит естественную фактуру и цвет.

Покраска МДФ панелей или ПФХ вагонки бессмысленна. Необходимый дизайн можно создать, просто заказав панели с уже нанесенным рисунком или узором.

Деревянные ламели можно украшать узорами при помощи трафарета. На уже нанесенный слой краски прикладывается бумажный трафарет, рисунок наносится порошковой краской при помощи губки.

Примеры разных интерьеров и техник вы можете увидеть на фото.

Красят вагонку

Распространенные вопросы и ответы на них

В: Стоит ли наносить на дорогую вагонку масляную краску?

О: На этот вопрос нет однозначного ответа, однако, с практичной точки зрения, портить высококачественное дерево ровным непрозрачным слоем краски не стоит. Масляная краска лучше всего подходит для вагонки низкого сорта или б\у панелей.

В: Чем обработать древесину для бани?

О: Отделка бани вагонкой требует:

  • Нетоксичного материала;
  • Долгосрочного покрытия;

Защиты от влаги и перепада температур.

Пропитка деревянных панелей для такого помещения должна производиться отдельно. Неплохо подойдут краски на водной основе, которые не выделяют токсины и не выходят из древесины при воздействии высоких температур. Олифа, масляные краски, восковые покрытия ни в коем случае нельзя использовать в бане, сауне, банной комнате.

В: Как предохранить соседние панели при покраске в разные цвета?

О: Специальный малярский скотч может подойти для этих целей. Традиционным методом является прикладывание толстого куска фанеры или картона. Это достаточно трудоемкий и неудобный вариант, однако может выручить в ситуации, когда приходится красить труднодоступные участки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: